Поиск


Koнтакт

Мордовгражданпроект
г. Саранск. ул. Коммунистическая 89

8(342)24 80 41

E-mail: zaomgp@mail.ru

Проектный институт «Мордовгражданпроект» Nazim

31.01.2016 22:18

 

  Письмо написанное в свой последний день работы в стенах института «Мордовгражданпроект» 31 мая 2013 г.

  Я проработал 28 лет. Большая часть моей сознательной жизни. 
Это наша Альма-матер, как сказал как-то  Е. Н. Филимонов.

   Помню как сегодня свой первый день в «Мордовгражданпроекте». Нач. отдела кадров Анна Ивановна. Строгая женщина. Меня удивило, что она знала очень много о молодых специалистах, только окончивших институт. Она знала Р. Хайрова с кем я учился, в Казани и девушку Л. Мукусева, с кем я приехал в Саранск по распределению. 

   Сегодня я работаю, последний день…

  Печально для меня, хотя я уходил отсюда 2 раза. Возвращался. Каждый раз с повышением по должности.

   Тогда здание института располагался тогда на проспекте Ленина. Пр. Ленина дом 12, знаменитое, на мой взгляд, здание. Лучший проект Левкова С. О. которого, все нынешнее архитекторы считают своим учителем.

    На 80-летие института было торжественное собрание. Я выступал с речью, говорил, что «Мордовгражданпроект» особый институт. Все люди, которые здесь проработали уже навсегда входят в «семью» или в перечень людей, которые себя считают коллективом Мордовгражданпроекта. Это навсегда. Многие из них стали большими людьми. Кузница кадров, это не все, это мягко сказано. Это больше чем кузница кадров…
    Вот некоторые из них:
-Левков С. О. главный архитектор института, зав кафедры архитектуры в МГУ им. Огарева,
-Тесля В. К. – директор института
-Матюшкин А. П. – министр строительства, директор «Домостроя»
-Кильдюшкин Ф. П.- главный архитектор города,
-Гришин М – депутат ГД России. Директор института экономики в Москве,
-Годунов В. В.- директор института Промстройпроект,
-Филимонов Е. Н. – директор проектного института в г. Королеве, Московской обл.,
-Сологуб – архитектор, эксперт, автор музея Эрьзи,
-Строкин В. В. – Начальник экспертизы,
-Гарифуллин Р. –Главный архитектор института «Ярославгражданпроект»
-Ходнев С. П. – директор проектного института «Саранскгражданпроект»
-Гущеваров А. М. – Директор проектного института «Гипростройпроект»
-Найденов В. И. – зам начальника по строительству налоговой полиции РМ.
   Их много я просто, назвал, кто сразу мне пришло в голову. Вообще я многих еще не знаю. Сейчас многое изменилось. Помню старые советские времена. Мы работали много, строили мало и в основном типовые здания. Но объектов было столько, аж существовала группа комплектации, которая собирала все разделы проекта для выдачи заказчику. В институте работало 450 чел.       Я архитектор, поэтому я больше скажу об архитектуре.

    Работала архитектурная секция, где собирались все архитекторы института и обсуждали решение. Каждый проект обсуждался, было много противоречивых мнений, дебаты на высоких тонах. Был также технический совет. Здесь собирались все главспецы, приглашались представители согласующих инстанций, частенько составлялись, там же протоколы согласования и подписывали. Это облегчал процесс проектирования и согласования проектов.
    Была и картошка.… Работали в колхозе, на уборке картофеля, сахарной свеклы. Это было. Работали также на стойке. Это было строительство нового здания института. Отправляли не на день-другой, а сразу на неделю. 

     Наверное, тогда так было по всей России. Зато это было золотое время, время нашей молодости. Мы тогда были молодыми, и перед нами была вся жизнь. Она как мы верили, будет светлой и долгой.      Многое сбылось… 

     Это было начало моей архитектурной деятельности, золотое начало, можно так сказать. Главное для меня было творчество. Меня совершенно не устраивало работа с типовыми проектами, привязка. Покраска фасада. Я был максималист, всегда рвался вперед, к свершениям. Я хотел работать над индивидуальными проектами. Конечно как любой, начинающий архитектор, и не только архитектор, творческий деятель, можно сказать, хотел стать великим. Возможностей для этого, было маловато, мягко говоря. Индивидуальных объектов было тогда раз, два да обчелся. Это сейчас каждый проект индивидуальный. Тогда это было один проект на институт и этим конечно занимались маститые архитекторы. Проводились конкурсы. Это было возможность проявить себя молодым архитекторам. 
      Был дружный сплоченный коллектив. Спортивные и культурные мероприятия проводились постоянно, обычно приурочив к праздничным датам. Помню, каждый год на 9 мая приглашали ветеранов войны, вручали подарки и проводили праздничный концерт. Помню, поначалу ветеранов было много. Потом с каждым годом все меньше и меньше.  Потом их осталось 3 человека это Хоменко П. Н. переплетчик. Новиков сметчик, Капитанский авторский надзор. Сейчас не знаю, есть ли кто в живых, по-моему, Капитанский жив. Печально, что забыли эту традицию.
     Жили тогда в общаге. Это обычная 3х комнатная квартира, на 1м этаже. Каждая комната на 2 человека или 3 чел. если большая комната. Были и семейные, они занимали одну комнату на семью. Моими первыми соседями по комнате были Петровичев Сережа и Киреев Коля. Это было на 7м этаже дом 12 по ул. Коваленко. Коля работал в «Науке». Так называли тех, кто работал на вычислительной технике. Сергей Петровичев был тогда изыскателем. Потом я переехал на пр. 60 лет октября и поселился со своим однокурсником Исламшиным Анасом. 
     Помню, любил пешком прогуливаться по окрестностям Саранска. Как-то случайно пешком дошел до Макаровского погоста. Тогда главный храм  не был окрашен известкой, он был отделан красным кирпичом. У меня до сих пор в памяти здание Церкви на Макаровском погосте, из старого кирпича. Помню, приходил туда с этюдником и рисовал храм, к сожалению, этюд не сохранился, кому-то подарил, кажется... Сейчас там все благоустроено и покрашено, тогда это было заброшенное сооружение, окруженный бурьяном...

     Тогда было какое-то светлое время, несмотря на трудности. Трудности были. Например, не было в свободной продаже хорошей бумаги, красок, карандашей. Я не буду говорить про продукты питания, это в молодости нас не волновало. Была перспектива, это радовало. Мы тогда верили, что нас ждет светлое будущее. 
     Главным архитектором института был тогда Смирнов, Адольф Васильевич. Он запроектировал дворец бракосочетания. Помню, это было белое здание, все в круглых формах. Жаль, что это здание не построили. Помню свой первый индивидуальный проект. Жилой дом со встроенной женской консультацией по ул. Володарского. ГАП ом был Г. Береза. Внутренняя планировка конечно там типовая, тогда все было типовое. Типовая, значит площади по СНиПу. Однокомнатная не более 36 м2 (мне кажется теперь к этому возвращаемся...). Внешний облик здания должен был быть продолжением домов на Советской площади. На мой взгляд, объект вписался в среду, хотя имеет свою индивидуальность. Индивидуальным это здание можно назвать только отчасти. Хотя там на последнем этаже были квартиры в 2х уровнях, невиданное решение для советского времени. 
     Мой первый руководитель группы. Это Шафеев Анвар Ревович. У него был спокойный характер, на мой взгляд, идеальный характер для мужчины. Все другие люди вокруг были нервными.  Кормишин Леша. Первый архитектор, с которым я познакомился в институте. У него была жена Лариса, тоже архитектор и сын Павел. Тогда частенько работали по субботам и дети с родителями приходили на работу (садики в субботу не работали). Таким образом, я знал детей многих сотрудников. Это Настя Береза, Ильдар Шафеев, Полина Платошина и другие. Наверное, сейчас они уже взрослые, тогда им было 2 года или около того.
     Мой первый директор - Тесля Владимир Кириллович. 1982 году он тоже был новым человеком в институте, до этого работал проректором по строительству в МГУ им. Огарева. Сейчас он на пенсии, иногда я его встречаю на улице и меня охватывает такая тоска по старым временам, до слез. Кажется те времена (времена нашей молодости) не прошли, они рядом просто какая-то параллельная жизнь, недоступно, но есть. Как в книге К. Воннегут прошлого и будущего нет, есть промежуток времени, в котором мы живем. Да живем вечно... 
     История института насчитывает уже более 80 лет. Почти 30 из них прошли перед моими глазами. На мой взгляд, довольно большой отрезок, хотя я чувствую многое прошло без меня. Я не видел времена, когда в институте работали такие люди как Кильдюшкин Ф. П., Казакова Ф. К.. Олифер, Борисов. 
Суть слова "история" я впервые осознал 1991 г. Когда отмечали 60-летие института.
     О себе.
    Я рад что я причастен к 80 летней истории. Постоянная, порой нудная и однообразная, но в основном, интересная и творческая работа архитектора не давала мне ощущать течение времени. Эти 30 лет пролетели как один день. Я рад тому, что судьба наградила меня такой работой где мне не разу не пришло в голову мысль «скорее бы домой». Я люблю свою работу, это я осознал только сейчас. За 30 лет работы я не разу не сожалел что я стал архитектором. Хотя бывало иногда тяжело.

Яркие личности.
К ярким личностям института «Мордовгражданпроект» я отношу:
-Сокольникова Т. В. В последнее время она занималась историей института.
-Филимонов Е. Н.
-Годунов В. В.
-Тесля В. К.
-Сигал Л. Г.
-Ходнев С. П.
-Матюшкин А. П.
-Русаков А. П.
-Антипова О. Г.
-Вечканов Ю. В.
-Чета Наумкиных.
-Смирнова А. Г.
-Сизов В. И.
   Нельзя не отметить людей награжденных государственными наградами СССР. Это Куликовская Н. И. и еще ряд коллег… (я не всех знаю)

    Это конечно мой личный взгляд.
Был в институте и вокально- инструментальный ансамбль, его возглавлял А. Мудров (младший). Были удивительно хорошо поющие проектировщики. Это Поярков Б. А., Галина Ивановна, Ханжинов Н. Последний поющий проектировщик из новой истории это конечно Ямашкин Алексей (авторский надзор).
Хочется отметить из поющих проектировщиков Травкина Е. Не говоря уже о мелодии он знал тексты всех песень, народных, застольных, также тексты всех известных нам зарубежных хитов. Он знал тексты песень зарубежных певцов которых мы не знали вообще.

     Своеобразно и очень креативно отмечали праздники 23 февраля и 8 марта, будто соревнуясь друг с другом мужщины и женщины организовывали проздравление. На памяти ресторан «8-е небо» организованный в комнате 702 мужчинами института на 8е марта. Сочинялись шуточные песни: 
«Не кочегары мы не плотники
У нас высокий интеллект
Мы проектные работники
И дураков тут братцы нет!»
Автор Сигал Л. Г.
Или «Стрекозунья попрыга» Автор Понамарев Л.

Письмо не дописано…